Интервью с ректором СШЭ в России Андершем Лильенбергом

15/09/2015

ФИНАНСЫ
Миллионаре Интернэшнл, 2015

Андерш Лильенберг: "В КРИЗИС МОЖНО ЗАРАБАТЫВАТЬ"

Негативные прогнозы по поводу развития бизнеса в России сегодня зашкаливают. Между тем большинство предпринимателей и специалистов пытаются найти выход из сложной ситуации. Свой список анти-кризисных мер предложил и ректор Стокгольмской школы экономики в России. В интервью Millionaire International Андерш Лильенберг рассказал о том, куда вкладывать деньги, почему нужно читать Достоевского и чем нам помогла Олимпиада.

- Вокруг только и говорят о кризисе. Насколько сильно он сказался на ва­шей компании?

- Мы (Стокгольмская школа эко­номики. - Прим. ред.) пришли в Рос­сию в 1997 году, и уже в 1998 случился кризис, который повторился вновь в 2008 году. Далее последовала вой­на в Грузии, и сейчас назрел новый политико-экономический кризис. И сегодня нас постоянно спрашивают: «Сложная обстановка, может быть, вы собираетесь прекратить работу в России?» Наш ответ: «Конечно, нет!» Потому что именно период кризиса и потрясений открывает прекрасную возможность консолидировать свои усилия, набраться сил, чтобы дальше работать еще успешней.

- В чем секрет долгоиграющей дея­тельности школы в России? Каковы ваши козыри?

- Прежде всего, у нас было пре­имущество первого шага - в сегменте иностранных бизнес-школ мы пер­вые пришли на российский рынок. Однако когда оказываешься в числе первых, нельзя забывать о развитии и ответственности, иначе есть риск потерять лидирующую позицию. Не­обходимо постоянно двигаться дальше, не стоять на месте - что нам и удалось. Второй важный пункт - это наш подход к России. Мы пришли сюда с долгосрочной программой дея­тельности. Знаете, я давно понял, что это не очень эффективно, когда компании ведут краткосрочный бизнес, используют ресурсы, чтобы, быстро получив прибыль, уйти с рынка. Мы же изначально уважительно относим­ся к странам, где работаем, и планиру­ем бизнес не на год или два. Наконец, третья, одна из самых важных причин заключается в том, что нам удалось создать уникальный кейс по ведению бизнеса в условиях российской реаль­ности. И на выведение этой «форму­лы» ушли годы... Разумеется, суще­ствует множество компаний, которые предлагают отличные бизнес-реше­ния или демонстрируют прекрасное понимание российской реальности, но по отдельности, то есть сочетания двух этих элементов у них нет. У нас же это комбинация существует, более того, мы ее разработали и активно де­лимся с участниками курсов.

- Какая же она, российская реаль­ность? Как бы вы охарактеризовали бизнес в России сегодня, учитывая не­давние события?

Сейчас, впрочем, как зачастую и ранее, большинство компаний наце­ливаются на краткосрочные проекты с целью получения быстрой прибыли. Мы же предлагаем брать на себя долгосрочные обязательства, рассчи­танные на 10 лет и более - что, как вы понимаете, особенно сложно делать сейчас. Тем не менее именно в непро­стые времена, когда вы собираете все силы, вы больше уверены в собствен­ном успехе, потому что в краткосроч­ном проекте вам может случайно по­везти, но это не означает, что потом, спустя годы, вы останетесь на плаву и сможете также успешно работать. Как правило, когда проект предполагает большой риск, вы также рассчитывае­те получить и большую отдачу. Одна­ко сейчас в бизнес-среде очевидна ве­роятность высоких рисков, а вот вну­шительный размер прибыли гаран­тировать сложно. Именно поэтому сейчас стоит делать ставку на успеш­ность: если, к примеру, вы будете ин­вестировать в собственное развитие (дополнительное образование, повышение квалификации, новые знания), то с течение времени вы окажетесь на порядок выше и успешнее конкурен­тов, то есть это вложение на перспек­тиву, которое даст свой результат - не сию минуту, но в будущем.

- Экономический кризис, который мы наблюдаем сегодня в России, это в большей степени результат обостре­ния международной политико-эко­номической ситуации или локальный экономический сбой внутри страны?

- Я думаю, и многие со мной согла­сятся, что случившийся кризис вы­зван сочетанием всех этих факторов. Я, как иностранец, который долгое время работает в России, заметил, что здесь есть много оригинальных идей, интересных проектов и активных предпринимателей, но по каким-то причинам многие из этих идей оста­ются нереализованными: как будто что-то сдерживает развитие бизнеса, не дает проекту взлететь. Плюс к это­му в сегодняшней ситуации сильны и психологические факторы - такие, как, например, курс валют. Для тех, у кого выручка в российских рублях, а все затраты в валюте, этот момент является очень важным. В силу этих и других моментов многие иностран­ные компании ушли или планируют уйти из России. Мне кажется, все дело в восприятии и анализе ситуации: разумеется, если западная компания сконцентрирована только на рисках и сложностях, в российском бизнесе сегодня она обнаружит их немало. Но ведь всегда есть и позитивные мо­менты - многое зависит от подхода и стратегии развития. Со своей сторо­ны могу сказать, что наша школа по­лучила хорошую поддержку из Сток­гольма, так что, несмотря на кризис, мы планируем продолжить работу и реализацию планов.

- Ситуация непростая, но понят­ная. А есть ли какой-либо аспект жизни в России, который вы до сих пор не смогли понять?

- Я хочу отметить еще один инте­ресный момент, я называю его «рос­сийский парадокс»: в России ужива­ются две несовместимые вещи - с од­ной стороны, сырьевая экономика, с другой - утонченная культура. Обыч­но такие противоположности редко встречаются одновременно, так что в государстве проявляется либо одно, либо другое.

Знаете, некоторые считают возникшую ситуацию в России кризисом самоопределения: мы сами не понима­ем, кто такой русский человек...

- Мне как иностранцу конечно, до­вольно сложно высказываться по это­му вопросу. Тем не менее я уже более 10 лет работаю в России и могу ска­зать, что отчасти понимаю «секрет» русской души. В России рыночная экономика существует 26-27 лет, и надо сказать, что это не такой долгий период развития. Несмотря на ры­ночные реформы, общество сохраняет некую «самость», которая никак не меняется, невзирая на неблагоприят­ные внешние обстоятельства, и нуж­но стараться ее сохранять - невзирая на некоторые не самые позитивные новые привычки, например, потре­бительство. Я могу отметить, что в России всегда сохраняется какое-то ключевое ядро, которое не меняется, невзирая на внешние обстоятельства. Есть символы, которые хотя и со­браны из разных эпох, но являются «вечными»: сначала был двуглавый орел, сменившейся серпом и молотом, а сейчас - символика, которая напо­минает «Билайн», «Русский стандарт».

- Можно ли сказать, что Россия - отличный источник брендов, кото­рые зачастую не используются ее жи­телями?

- Безусловно! Очень хороший при­мер в этом аспекте - Олимпийские игры-2014 в Сочи, где активно ис­пользовались многие русские сим­волы: снег, бабушки и прочее. Ин­тересно, что иностранцы, которые приехали в Сочи, увидели в России то, что они не ожидали, - к примеру, такую простую и привычную для рус­ских вещь, как улыбающиеся люди! Иностранцы увидели, что люди здесь улыбаются! Обычно ведь как вос­принимают Россию: все плохо, жизнь тяжела, радости и улыбок нет. Нужно конвертировать в брендинге и силь­ную, яркую сторону русского харак­тера - позитив, умение радоваться жизни, находчивость. И мероприятие в Сочи, которое было правильно по­дано и хорошо организовано, показа­ло, что сами русские могут это делать! Жаль только, что прошли эти две не­дели и про Игры все забыли.

События на Украине, последовав­шие далее, во многом изменили отно­шение международного сообщества к России. Многие считают, что про­изошла «точка невозврата», так что вернуть сложившиеся отношения с

- Западом будет очень сложно... Что вы думаете по этому поводу?

Я согласен с тем, что партнерские отношения между Россией и Западом пострадали. И Запад, и Россия должны выслушать друг друга, установить диа­лог, который, кстати, в отдельных об

ластях существует - например, в сфере образования (несмотря на сложную ситуацию, наша иностранная школа работает в России, и мы не собираемся прекращать сотрудничество). К сожалению, в некоторых областях устано­вить диалог сейчас сложнее.

- В связи с тем, что наблюдает­ся ухудшение отношений с Европой, говорят об азиатском пути России

- насколько это перспективно и целе­сообразно?

- Не секрет, что темпы экономиче­ского роста во многих странах Евро­союза сейчас низкие: Италия, Испа­ния, Греция испытывают сложности. Данная ситуация усугубляется про­блемами геополитического характера, так что есть соблазн переориентиро­вать свое внимание на страны Азии и Латинской Америки. Но не стоит забывать, что для установления де­ловых и экономических отношений с этими странами нужно потратить го­раздо больше сил и ресурсов, нежели с Европой. Плюс существуют заметные культурные отличия. В любом случае Россия - это часть Европы, с кото­рой ее исторически связывали пар­тнерские отношения. И согласитесь, русскому человеку ближе и понятнее, например, швед, чем китаец. Поэтому мое мнение: не стоит с легкостью со­глашаться на вариант «давайте отвер­немся от Европы и начнем работать с Азией». Разумеется, стоит помнить о том, что «яйца» нужно разложить по разным корзинам, но пусть большая их часть будет в европейской.

- Кризис, по мнению многих, отлич­ный момент для заработка. Как дей­ствовать, чтобы заработать?

- Я согласен, что и в кризис можно получать прибыль. Отличный пример

- Греция, где кризис открыл возможности для установления новых связей, которые не было сложно создать в других экономических условиях. Од­нако если вы собираетесь начинать бизнес в кризис, вам нужны ресурсы, в том числе денежные. Также учиты­вайте, что окупаемость ваших вложе­ний наступит не завтра и не послезавтра, а когда нормализуется экономи­ческая ситуация. Мне кажется, в Рос­сии долгое время было излишнее количество денег, что не всегда положи­тельно. Люди начинают зазнаваться, прикладывают меньше усилий, чтобы получить прибыль, успеха достигают те, кто не обладает должной компе­тентностью - вспомните 1990-е годы в России. Тогда как в кризис проявля­ют себя и «прорываются» лучшие, те специалисты, которые, как я говорю, могут заглянуть «за угол», умеют вы­страивать стратегию и долгосрочные планы. Но для успешного развития, повторюсь, необходимы ресурсы: вложенные в бизнес в период эконо­мического спада позже, в период ста­билизации и подъема, они окупятся.

- Каковы наиболее перспективные сферы развития бизнеса, товары и услуги?

Я не рекомендую сейчас вкла­дывать деньги во что-то гигантское и огромное, как это любят делать в России, - «с размахом». Это будет нечто масштабное, но хрупкое. Се­годня требуется поэтапное развитие шаг за шагом: строить бизнес нужно медленно, получая знания и узнавая сферу деятельности. Чем можно се­годня заняться? Во время кризиса люди все равно продолжают покупать и употреблять продукты, пользовать­ся косметикой и носить одежду, так что сейчас имеет смысл вкладывать­ся в такие потребительские сферы, а не строить очередную «атомную станцию». Создание бизнеса сегодня

требует привлечения умных людей, которых можно заинтересовать не столько высокой зарплатой, как это происходит в спокойные времена, когда специалисты конкурируют по зарплате, сколько форматом бизнеса или проекта, который заинтересует квалифицированного специалиста. При развитии бизнеса сегодня необ­ходимо набраться терпения и лучше не быть революционером - перспек­тивнее развивать и модернизировать имеющиеся идеи. Сейчас нужно пред­лагать знакомые товары и услуги.

- Каков ваш рецепт гармоничной жизни: перечислите пять принципов, которые помогают вам быть успеш­ным?

Первое - это любопытство. Я ста­раюсь быть мобильным и узнавать новое. Во-вторых, я постоянно учусь у других, изучая литературу. Напри­мер, читая Достоевского, можно по­нять человеческую сущность, а эти знания отлично помогают в марке­тинге. Физическая форма также важ­на - я стараюсь держать себя в тонусе, люблю лыжи, теннис. Еще один важ­ный принцип - постоянно бросать вызов самому себе. То есть я стараюсь смотреть на события небанально, с разных позиций, ставя под сомнения свои прошлые утверждения. Наконец, важно понимать ценность любви и присутствия в жизни близких людей.

Фотокопия 1
Фотокопия 2 
Фотокопия 3 
Фотокопия 4

Назад к новостям
Андерш Лильенберг
Андерш Лильенберг