Вебинар с Ашканом Фардостом (Швеция): Интернет-революция - история о хаосе, племенах и участии

Все сейчас говорят о новой нормальности, о том, что все изменилось, и что мир больше не будет прежним. Но Ашкан Фардост заявляет, что пандемия не изменила что-либо принципиальным образом. По его мнению она сработала катализатором, тем самым лишь ускорив и без того протекающие процессы.

Ашкан Фардост (Ashkan Fardost), в прошлом музыкант и музыкальный продюсер, в эпоху развития интернета столкнулся с проблемой расцветающего интернет-пиратства и стал свидетелем, как целая отрасль испытала потрясение от прихода новой технологии. Так возник его интерес к вопросу о том, как интернет меняет общество, компании и, в конечном итоге, наше поведение. Сегодня Ашкан – известный исследователь, популярный спикер TEDx и лектор в области инноваций и цифровизации.

«Основа цифровизации - это не технологии, а их влияние на поведение человека», - говорит Ашкан Фардост. Он считает, что анализ этого влияния важен прежде всего для руководителей, так как им надо быть готовыми к нарастающим изменениям: «Интернет – это инструмент. И ваш успех, успех вашей компании будет зависеть от того, насколько вы понимаете, как этим инструментом пользоваться».

Чтобы понимать, как что-то меняется в истории, и как преображается мир, Ашкан предлагает отслеживать две ключевые концепции: во-первых, какая информационная среда доминирует в исследуемом обществе, и как она обуславливает или ограничивает наш мир относительно восприятия реальности; во-вторых, «социологический компас» с четырьмя параметрами, которые позволяют понять, как работает общество.

Первую концепцию изначально ввел Маршалл Маклюэн (Herbert Marshall McLuhan), канадский культуролог, философ, основавший теорию медиа. Он сказал: «the medium is the message» – «медиа – это сообщение» или «средство коммуникации является сообщением», то есть информацию во многом определяет не содержание сообщения, а сам канал и среда. Он разделил каналы информационных технологий на две категории: «холодные» и «горячие» медиа. Главными различиями этих делений он видит количество исходящей из медиа информации и степень вовлеченности, которые эти медиа предоставляют, и в целом характер влияния медиа. Касаемо вовлеченности Маклюэн говорил о том, требуют ли медиа участия в них человека — «требующие медиа» он называет «холодными» (например, речевое сообщение, семинар или телефонный звонок), и наоборот — медиа, не требующие участия человека он называет «горячими» (например, кино и радио).

Вторая концепция, упомянутая Ашканом Фардостом, принадлежит французскому социологу, Эмилю Дюркгейму (Emile Durkheim). Тот утверждал, что неважно, какое общество рассматривается, в любом из них присутствует «социологический компас», состоящий из четырех элементов: физиологическая среда, которая воспринимается и интерпретируется, благодаря органам чувств. Параллельно существует сакральный мир идей, существующий в сознании, который объединяет общество и обуславливает связь между людьми в группе. Сакральное и физическое встречаются у «костра», то есть места, где обсуждаются нормы, правила, рассказываются истории о героях и предках, из которых извлекается мораль, ценности и знания, которые помогали выжить в среде. И у костра уже совершаются ритуалы, которые позволяют развивать доверительные отношения с другими членами группы, и определяют место в социальной иерархии, которая существует в каждом человеческом обществе.

Итак, Ашкан Фардост переносит слушателей на 100 000 лет назад, так как 90% всего существования человечества приходится на первобытноплеменной строй, где люди жили в племенах численностью ~170 человек и вели жизнь охотников и собирателей. В этой группе людей у всех были роли, а мир вокруг воспринимался через речь – «встроенную» информационную технологию. Люди жили в «холодной» информационной среде, которая предполагает взаимодействие с другими людьми, она нелинейная (т.е. непредсказуемая), а также вовлекает несколько органов чувств. Их религия также принадлежала «холодной» среде. «Эта эра племени и эра речи, так человечество жило на протяжении сотен тысяч лет», - рассказывает Ашкан.

8-10 000 лет назад человеческие сообщества перешли на сельское хозяйство, которое позволяет создавать избыток ресурсов на одном месте и, соответственно, больше свободного времени. Появляются возможности для инновации. Профессиональная специализация ведет к созданию классового общества, где доступ к ресурсам неравный, но одновременно происходит быстрый рост населения. «Те сельскохозяйственные общества, которые смогли пережить классовое разделение, сделали это благодаря истории о верховном боге. Через идею единого бога появляется механизм контроля. Таким образом, в этих сообществах присутствует стабильность и достаточное количество ресурсов, чтобы появилась новая среда и канал коммуникаций - письменность», - объясняет спикер.

Итак, человечество переходит на письменность, что относится уже к «горячим» медиа по теории Маклюэна. Оно проходит без участия других людей, оно линейное, и только зрение является главным каналом его восприятия. «Подобные «горячие» каналы информации разрушают человеческие группы – племена, их иерархию», - поясняет спикер.

В новой физиологической среде, сельскохозяйственном и классовом обществе, то, что ранее было сакральным, поменялось – теперь им стал единый Бог. Вместо племенного костра появляется церковь, которая распространяет нарратив, которое объединяет общество. Ритуалы же переносятся в дома дворян. А под наградой понимается вечная жизнь на небесах. «За всю историю человечества примерно 2% человечество жило в сельскохозяйственном обществе, которое затем стало феодальным, и в котором тысячи людей занимаются специализированным трудом, а не имеют роли как в племенном обществе. Эту эру можно назвать феодальной или эпохой писцов», - говорит Ашкан.

Спустя несколько тысяч лет появилась новая технология – печатный станок, который превратил печать в массовый канал распространения информации. Появление печатной Библии на других языках кроме латыни постепенно вывела нарратив из-под контроля церкви. Следом началась эпоха великих географических открытий, индустриализация, международная торговля, что привело к появлению новой глобальной экономики, основанной на спросе и предложении. Благодаря этому богатство и власть купеческого сословия превзошло власть дворянства. Резко вырос спрос на грамотность, а сама печать достигла самых далеких уголков мира.

Печатный текст – это тоже «горячий» канал. Чтение – линейный процесс, проходит без участия других людей, и безусловно оно определяет видение мира и модель реальности, которая существует в сознании читателя. Впервые массовый читатель смог получить представление о мире, не сидя рядом с кем-то у костра, а самостоятельно.

«Неудивительно, что такие великие люди, как Декарт, появляются в обществе с его известной максимой «я мыслю, следовательно, я существую». Это линейное восприятие и, благодаря этому свободомыслящий и рациональный человек становится в центре вселенной вместо Бога. Неудивительно, что появляется Ньютон, который переделывает концепцию вселенной на манер часового механизма, формула которого линейна и предсказуема. Линейность стала основной идеей человечества. И конечно, вершина линейности – это фабрика», -продолжает Ашкан.

Со временем производство становится все более продвинутым, следом за электричеством появляются технологии и, следовательно, требования к знакомству с ними, и сама работа становится все более требовательной, что приводит к необходимости массового образования. Постепенно сельское хозяйство становится менее важным, ресурсы перестают быть главной ценностью. Ей становятся активы, а те, кто ими владеет – ключевыми фигурами в обществе. Место церкви в производстве основного нарратива общества занимают университеты и СМИ. Место королей занимают политики. И люди видят себя как свободомыслящих, рациональных индивидуумов. «Итак, новая физическая среда – промышленный мир, а Бог в сакральном мире особо и не нужен. Новая сакральная идея заключается в том, что каждый является свободной личностью. Место алтаря занимают печать, радио и телевидение. Ритуалы также воспроизводятся с помощью современных СМИ, которые формируют культуру и существование. А наградой за правильное поведение больше не является спасение, на его место приходит самореализация и потребление. Мы – должны быть как успешные люди с обложек журналов. Это явление стало глобальным, и представляет вершину линейного восприятия», - продолжает спикер.

Индустриальное общество существует только 0,1% всей истории человечества, где миллионы людей имеют сверх специализированные формы занятости. Промышленная эпоха – это эра СМИ, в которой человечество живет лишь несколько сотен лет.

«Мне кажется, что каждый раз, когда появляется новый канал распространения информации, новая медиа, то все правила меняются. Сейчас пришло новое средство распространения информации – интернет. И если история пойдет тем же путем, которым шла раньше, то интернет переопределит правила нашей жизни. И возникнет хаос, поскольку целые отрасли были построены на линейном видении. Также и с устройством общества: интернет стал информационным каналом для каждого, и каждый может моментально и глобально стать издателем любых совершенно новых идей. Помните, что важна природа канала распространения информации, а не сообщение, которое вы передаете», - говорит Ашкан Фардост.

От «горячего» медиа, печатного текста, человечество снова возвращается к «холодному» медиа – интернету. Оно нелинейное, люди в нем соучаствуют, вовлечены несколько органов чувств. «И поскольку горячая среда снимает разделение на племена, то холодная, по-моему мнению, снова приведет к разделению на племена. Ранее небольшая элита определяла, что является правильным, а что нет, что есть истина, а что есть ложь, и было легко контролировать всех остальных. Сейчас с помощью интернета и смартфона каждый может начать свою информационную революцию. Мы благодаря этому разделяемся снова на племена, на этот раз цифровые и глобальные. И одновременно можно быть членами нескольких десятков племен, в зависимости от ваших интересов», - подводит к своей главной идее спикер.

Новая физическая среда, «костер» вокруг которого собирается «племя» и ритуалы теперь перемещаются в цифровой мир – интернет, где собралось 4 миллиарда человек. И это число только растет. Развитие новой среды меняет и концепцию сакрального, что всегда происходило при возникновении новой информационной технологии. Это происходит и сегодня: старые ценности ставятся под сомнение. Под влиянием интернета формируются новые личности. И новый класс, который сейчас обладает максимальными ресурсами – это владельцы цифровых корпораций. «Они имеют возможность курировать ту информацию, которую мы получаем. Это происходит подсознательно, это не какая-либо теория заговора. Корпорации будут делать это вокруг своих интересов. Они могут производить выгодную для них информацию и даже «забанить» вас за неугодный контент. Они проверяют информацию на истинность, регулируют и так или иначе диктуют ее потребителям. Мы были свидетелями того, как активно этим пользуются корпорации, на словах пропагандирующие свободу слова, демократические ценности и так далее, вроде Facebook, Twitter, Google», - говорит спикер.

В своей презентации Ашкан Фардост представил новый социологический компас, начав с «холодной» среды – речи, перешел к «горячей» среде – письменному и печатному тексту, и вновь вернулся к «холодной» среде – интернету. Тем самым он пришел к выводу: «Интернет снова разделяет человечество на племена. И наступает «глобальная эра цифровых племен». Этот период еще пока длится меньше 0,1% всей истории человечества. Сейчас все происходит везде и в одно время, коммуникация происходит мгновенно, что порождает децентрализацию и нелинейный хаос. Производство становится динамичным процессом. От профессий люди снова переходят к ролям, и просто специалистом быть уже не востребовано. И наше восприятие мира формируется интернетом», - заканчивает свое выступление Ашкан Фардост.

Назад к новостям
Ашкан Фардост
Ашкан Фардост